Вы можете обратиться к одному из психологов по телефону или отправить заявку для записи на индивидуальную консультацию:
- Психолог Киев: Череповская Виктория Александровна
тел. +38-097-920-46-89 - Психолог Винница: Войлисовская Виктория Аркадьевна
тел. +38-050-313-95-76
Что Вам мешает обратиться к психологу?
«Песочная психотерапия может отображать невербальную форму психотерапии, которая находится на глубинном довербальному уровне. Глубоко в подсознании находятся самоисцеляющие возможности психики и они проявляются при определенных условиях, а именно при проявлении творческого процесса, который может проявиться при работе с песком».
Е. Вейнриб
Игру с песком, как методику диагностики и консультирования, впервые описала английский детский психотерапевт М. Ловенфельд в 1920-х годах прошлого столетия. Она впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ее целью было найти достаточно привлекательный для детей способ, посредством которого наблюдатель и ребенок могли бы общаться, а ребенок мог бы свободно сообщить о своих чувствах и мыслях, не пользуясь словами.
М.Ловенфельд рассматривала песочную психотерапию как символическую игру, которая создает коммуникацию между сознательным и бессознательным. Размер, форма и цвет песочницы (за счет специфического определения параметров - прямоугольная, синего цвета) способствуют оптимальному зрительному восприятию и активизации бессознательного, усиливают проектирование внутренних личностных бессознательных процессов ребенка. Дно и внутренние поверхности бортов, окрашенные в синий цвет, символизируют небо и воду. Ящик для песка образно выполняет отцовскую функцию, которая означает воплощение надежности, представляет собой опору, дает ощущение четкости и реальности, показывает грань между действительностью и фантазией. Песок означает землю, материнское начало, внутреннюю энергию человека. Вместе песок и вода создают фундамент пространства безопасности и доверия, являются естественным материалом для эффективного психокоррекционного влияния.
Дора Каллф дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии. Опыт использования психотерапевтической работы с песком также был описан представителями юнгианськои школы Е. Нойман, Э. Вейнриб и другими, и предназначался, в первую очередь, для детей с речевыми, интеллектуальными, аффективными и поведенческими нарушениями, как невербальный вид терапии, с основной целью дать ощущение безопасности нахождения в среде. Так, было замечено, что игры с песком позволяют ребенку избавиться от психологических травм с помощью екстериоризации фантазий и формирования чувства контроля над своими внутренними переживаниями. Возможность реализовать свои желания, переработать угрожающие осознанию паттерны поведения в безопасных условиях на глубинном довербальном уровне (Бредвей) способствует гармонизации общего психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
В ходе творческой игры с песком активизируются самоисцеляющие резервы психики, которые проявляются при определенных условиях (Э. Вейнриб) в процессе терапии. Происходит своеобразное установления связи с бессознательным и выражение его в символической форме - через песочную композицию, влияет на улучшение функционирования эмоциональной, личностной сфер человека. Традиционно работа в ходе песочной терапии, как разновидности невербально-символической игры, происходит путем выстраивания песочной композиции в песочнице с применением разнообразных игрушек, мелких предметов, песка, воды. Предметы, используемые в песочной терапии, являются самыми разнообразными. Важным в ходе терапии является выбор пациентом определенных фигурок, терапевту нужно обращать внимание на материал, из которого она сделана, какого она цвета и как часто он ее использует в занятиях. Также нужно отмечать их сочетания.
Символическое значение материала, из которого изготовлены предметы, используемые в песочной психотерапии имеют не меньшее значение, чем выбор самих предметов для композиции. Когда предметы-фигурки включены в песочную композицию, они становятся символами не только тех предметов, которых она должны означать, но и качества тех предметов, и поэтому материал передает, а часто и усиливает смысл того, о чем говорится в песочной композиции. Что касается символики песочной формы, Юнг говорил: «... символ всегда предполагает, что изображеннная форма экспрессии является наилучшим способом выражения чего-то непонятного, но существующего, или чего-то такого, что потенциально может существовать».
После окончания сеанса песочная картинка разбирается, игрушки возвращаются на место, поверхность песочницы разравнивается. Многократное разрушение и воссоздание мира песочной композиции дает возможность интегрировать ее в себя и напрямую влияет на создание чувства безопасности и доверия и снижения базовой тревоги к окружающему миру.
Доказано, что песок и вода, как естественные материалы, обладают уникальными свойствами и способны вызывать образы определенного характера, которыми не наделен ни один из материалов, применяемых в арт-терапии. В песочной психотерапии, в процессе использования песка в качестве основного материала арт-терапевтической работы, предполагается «диалог» песка, рук и воды, причем проведение регулярных сессий песочной психотерапии ведет к созданию серии работ, которые связаны между собой сознательным или бессознательным содержанием.
Когда руки человека касаются песка, он инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям - создать фундамент песочной композиции. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу некоторую определенность и личный характер. Человек, создавая песочный образ в терапии, отражает через песок свое мировосприятие, что, в некоторой степени, представляет собой ее жизненный опыт.
Песок и человеческая психика имеют много общего. Песок струиться, пытаясь обрести форму и когда приобретает ее струиться снова. Песок имеет замечательное качество «заземлять» негативную психическую энергию и является прекрасным психопрофилактических средством. Играя в песочнице без определенной задачи, не только дети, но и взрослые реализуют программу само-психопрофилактики. Учатся понимать себя и других.
Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой существуют свои ограничения (размер песочницы, количество и качество миниатюрных фигур, продолжительность занятия) и свои свободы. Здесь человек, который по разным причинам не заинтересован в своей жизни, может научиться ее ценить, так как у него появляется чувство, что ему что-то принадлежит. Изменения по отношению к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а, значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.